В Российской Федерации остается острым вопрос роста преступлений несовершеннолетних и деструктивного, девиантного поведения подростков. Эффективность профилактической работы затруднена тем, что подростки неохотно усваивают информацию профилактического характера. Современные риски в сети Интернет не нашли еще должного отражения в воспитательной работе, мероприятия, направленные на просвещение детей в сфере сохранения здоровья, формирования навыков правопослушного поведения, в массе своей, не вызывают интереса несовершеннолетних.

С учащимися 10 класса школы №1  психологами Центра, Рязанцевой А. Ю. и Поляковой, Е.Н. была проведена интерактивная игра "Социальное метро".

IMG 20231103 101231 914

IMG 20231103 114301 698

Интерактивная Технология «Социальное метро», разработанная уполномоченным при Губернаторе Курганской области по правам ребенка, позволяет в доступной состязательной форме дать знания, проконтролировать усвоение, при необходимости повторить пройденный материал в отдельном коллективе подростков по актуальной тематике.

Игра представляет собой напольное покрытие в виде схемы движения метрополитена. Каждое из направлений выполнено в определенной цветовой гамме, которая обозначает отдельную тему игры. Всего представлено четыре ветки: синяя ветка «Безопасность», желтая ветка «Вредные привычки – полезные увлечения», красная ветка «Несовершеннолетние и закон» и зеленая – «Взрослые вопросы».

Казалось бы – ничего нового! Игра – бродилка: бросай кубики – двигайся к цели, опережай соперников… Игры, где условием передвижения является правильный ответ – тоже не новость, что же отличает «Социальное метро» от всего, что уже известно в педагогическом сообществе?«Социальное метро» обладает всеми признаками педагогической игровой технологии, ее задача превратить  процесс усвоения знаний в увлекательное действие, коллективный творческий поиск ответов на вопросы, преодолеть психологическое сопротивление, которое испытывают педагоги  при проведении с обучающимися бесед, лекций по вопросам, связанным с социальным взрослением личности, адаптации к новым условиям и повторении тем, которые являются «прописными истинами».

Практика проведения игр по технологии «Социальное метро» показала, что командное решение – самое оптимальное.Во-первых, снимаются вопросы лидерских амбиций, т.к. оговаривается возможность смены капитана при особой игровой ситуации. Во-вторых, при коллективном принятии решения степень ответственности каждого игрока снижается, что позволяет избегать формирования «комплекса ошибки». В- третьих, игровой азарт в микроколлективе становится дополнительным стимулом для поиска правильных ответов на вопросы.Внутри кольцевой линии располагается «творческий» круг. Каждое название станции внутри него (в отличие от внешних) имеет «говорящее» название. «Поэтическая», «Музыкальная», «Танцевальная», «Мимическая» - каждая из них решает задачу переключения внимания с интеллектуального поиска на  другой вид деятельности, снятия напряжения, эмоциональной разрядки. 

Фактически игра «Социальное метро» является интерактивной технологией с элементами правового просвещения, направленной на профилактику деструктивного и девиантного поведения подростков.

В завершении участники говорили, что в процессе игры они забывали о каком-либо смущении, отвечая на «взрослые вопросы»,  с огромным интересом получили новые знания и закрепили уже имеющиеся.